Организация речевого развития ребёнка раннего возраста.

12.02.2019

В настоящее время особое внимание уделяется проблеме речевого развития и воспитания детей раннего возраста (до 3-х лет), являющейся одним из компонентов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающий мир, является средством общения. Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное. Именно в этот период нужно приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать его речевую активность и познавательные интересы.

Не секрет, что для родителей, чьи дети посещают группы раннего возраста, главное – что воспитатели и няня заботятся о создании комфортных условий и гигиене малышей. А ведь именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, пробуждает интерес к окружающему миру. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, постоянно звучать в беседах с родителями, проходить через все режимные моменты. Овладение речью – одно из главных достижений в развитии ребенка раннего возраста.
Речь – это сложная система знаков, позволяющая обозначить различные явления внешнего и внутреннего мира и, следовательно, выразить и осознать их. Даже первые детские слова несут в себе элементы обобщения, отражают работу мысли. Осваивая речь, ребенок овладевает знаковой системой, которая становится мощным средством развития сознания, мышления, общения, управления своим поведением.
Очень важное направление в работе учителя-логопеда ДОУ – консультирование родителей, чьи дети посещают группы раннего возраста, так как ребёнок поступает на логопункт в возрасте 5-6 лет.

В быту распространено мнение, что до 3-х лет надо подождать и ребёнок заговорит. А ждать не нужно, нужно заниматься, и чем раньше, тем лучше! Именно близкое окружение оказывают огромное влияние на развитие речи малыша. Часто мама интуитивно выбирает те игры и приёмы, которые нужны именно её ребёнку. Несколько советов специалиста помогут в организации ежедневного речевого общения с детьми раннего возраста.

Развиваем понимание речи.Очень часто от родителей можно услышать фразу: «Он всё понимает!» Да, часто ребёнок понимает слова, которые слышит в быту постоянно. Понимает ли ваш малыш 2-х ступенчатую инструкцию? Может быть и над этим стоит поработать? Например: «Сходи на кухню и принеси, пожалуйста, чашку», «Будь другом, открой шкаф и принеси мне книгу со сказками»

Работаем над развитием речевого дыхания.Чтобы малыш начал говорить, и быстрый темп развития речи не спровоцировал заикание, необходимо выполнять дыхательные упражнения. Выполнять эти упражнения можно каждый день, для этого совсем не обязательно сидеть за столом или перед зеркалом. Например: Папа подарил букет цветов маме. Всю неделю, пока букет не завянет – тренируйтесь! Понюхайте вместе с малышом аромат. Вдыхайте шумно носом, а на выдохе говорите: «АХ!» или «АХ, как вкусно!!!!», или «АХ, как вкусно пахнет!!!!» Не забывайте про эмоциональную окраску всего происходящего.

Развиваем слуховое внимание на материале неречевых звуков. «Слушай» или «Что шумит?» В самом начале мы ничего специально не организуем, просто внимательно слушаем: «Машины шумят на улице. А вот трамвай. Это мотоцикл. Вот малыш у соседей плачет. А это работает стиральная машина. Чайник закипел! Будем пить чай!»

Как только малыш научится прислушиваться, можно поиграть в игру с разными звучащими предметами: «Отгадай, чем играет Мишка». Положите на кроватку, за подушку, за ширму 3-4 звучащих игрушки (погремушка, металлофон, бубен, дудочка), любимая игрушка малыша «Поиграет» на дудочке. После поменяйтесь ролями. Пусть ребёнок с Мишкой поиграет, а мама или папа отгадает.

Развиваем звукоподражания, работаем над звуками речи.

Помните, что предмет сначала называем словом, и только после этого произносим звукоподражание, восклицание, лепетное слово. Например, рассматривая с ребенком картинку, сначала мы говорим:

«Это паровозик. Паровозик едет, гудит: У-У-У!»

«Это насос. Возьми в руки насос! Он свистит: С-С-С!»

«Это пчела. Она жужжит: «Ж-Ж-Ж!»Хочу такой сайт

Делаем артикуляционную гимнастику. Если у малыша не получается чёткий звук «Ж» не заостряйте на этом внимание, лучше потренируйте вместе с ним мышцы языка и губ. Сделайте зарядку. Тут вы можете усадить его за стол…кухонный, капнуть в блюдечко сгущёнки и поиграть в котика: «Молочко лакает кот, котик нас лакать зовёт!» Можно намазать верхнюю губку и слизнуть сладость широким языком. А ещё лучше устроить соревнования: «Кто достанет до носа языком!»

Накапливаем глагольный словарь.Имея в своём запасе даже небольшое количество глаголов (сидит, лежит, спит, едет, летит) ребёнок сможет построить простую фразу, а это уже новый этап в речевом развитии. Например, слово – действие «идёт». Вы с малышом смотрите в окно и проговариваете происходящее на улице. «Смотри, дядя ИДЁТ. Вот тётя ИДЁТ. Собачка ИДЁТ!» и так далее. На следующий день возьмите для изучения другое слово – действие. Во время прогулки понаблюдайте за всеми, кто «бежит»: Собачка БЕЖИТ! Мальчик БЕЖИТ. Дядя за автобусом БЕЖИТ! Пусть в ваших фразах будет больше эмоций, малышу легче будет запомнить новое слово. Имея в своём запасе даже небольшое количество глаголов (сидит, лежит, спит, едет, летит) ребёнок сможет построить простую фразу, а это уже новый этап в речевом развитии.

Говорите с малышом голосом достаточной громкости. Следите за правильностью своего звукопроизношения.

Когда нужно проявлять беспокойство по поводу возможных нарушений речи ребенка?

От 1 года до 1,5 лет у ребёнка не появилось ни одного осмысленного слова, он не понимает простых просьб, не отзывается на собственное имя, плохо понимает вашу речь, когда не видит ваших губ, не говорит и не использует мимику и жесты. Если у малыша появляются похожие на слова формы, но он не использует их для общения даже с самыми близкими людьми. Также нужно обратиться за консультацией к логопеду, если одновременно с началом речи у ребенка наблюдаются признаки заикания (он делает паузы и остановки, у него появляются запинки, повторы слов, нарушения дыхания во время речи в виде судорожного вдоха, всхлипывания), если ребенок говорит “гнусаво”, с носовым оттенком.
Помните, чем раньше будут выявлены речевые нарушения, тем больше возможностей преодолеть их в короткие сроки и дать малышу возможность нормально развиваться, не отставая от сверстников.

Рекомендуемая литература для занятий с детьми:

1. С. В. Батяева, Е.В. Савостьянова "Альбом по развитию речи для самых маленьких"

2. И. Волошина « Артикуляционная гимнастика для мальчиков» ФГОС

3. И. Волошина « Артикуляционная гимнастика для девочек»

4. 4.Е. Колесникова: "От звукоподражаний к словам". Иллюстративный материал для развития речи у детей 2-3 лет

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 03.06.2019

Дата обновления: 19.06.2019

Дата публикации: 12.02.2019

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».