01.06.2020
Одним из основных
критериев благополучия общества является состояние здоровья населения. На
сегодняшний день проблема здоровья детей очень актуально. Главным в воспитании
детей является то, что они должны быть здоровыми, так как общеизвестно, что
здорового ребенка легче воспитывать. У него быстрее устанавливаются необходимые
умения и навыки, он лучше приспосабливается к смене условий и воспринимает все
предьявляемые ему требования.
Без здоровьесберегающих
технологий немыслим педагогический процесс современного детского сада. Любая
применяемая в образовательном учреждении педагогическая технология должна быть
здоровьесберегающей. Это положение сформулировано в законе РФ «Об образовании»,
51 статья которого начинается с утверждения: «образовательное учреждение
создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся,
воспитанников».
ФГОС дошкольного
образования ставит первоначальной задачей охрану и укрепление физического и
психического здоровья воспитанников, а также их эмоционального благополучия.
Словосочетания
«здоровьесберегающие технологии» и «формирование здорового образа жизни» заняли
прочное место в беседах с родителями и детьми, в планах воспитательной работы
педагогов дошкольных учреждений. Но проблема по-прежнему остается актуальной. Как
же нужно воспитывать ребенка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел
бережно к нему относиться? Эту задачу взрослым (педагогам и родителям) нужно
начинать решать с самых ранних лет жизни ребенка, решать системно и сообща.
Поэтому целью работы ДОУ
является охрана и укрепление здоровья детей.
Задачи:
1. Создать условия для
своевременного и полноценного психического и физического развития детей.
2. Обеспечить каждому
ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного
детства.
В своей работе мы
используем современные здоровьесберегающие технологии, чтобы поддержать интерес
к организованной образовательной деятельности, снять усталость, поднять
эмоциональный настрой и повысить работоспособность. Динамические паузы, которые
проводятся нами во время занятий по мере утомляемости детей. Включаем элементы
гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида
занятия.
В группах, при работе с
детьми, мы уделяем большое внимание здоровьесберегающим технологиям. Для
создания целостной системы здоровьесбережения очень важным является организация
двигательной развивающей среды в дошкольном учреждении. Поэтому в группе
создано здоровьесберегающее пространство.
Среди множества
факторов, оказывающих влияние на рост, развития и состояние здоровья ребенка,
двигательной активности принадлежит едва ли не основная роль.
Подвижные и спортивные
игры. Проводятся нами как часть физкультурного занятия, на прогулке, в
групповых помещениях -малоподвижные игры.
Планируем использовать релаксацию, с
использованием спокойной классической музыки (звуки природы).
Гимнастика пальчиковая.
Проводится с детьми индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется
всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любое удобное время, а
также во время занятий.
Гимнастика для глаз.
Ежедневно по 3-5 минут в любое свободное время и во время занятий, чтобы снять
зрительную нагрузку у детей.
Гимнастика дыхательная.
В различных формах физкультурно-оздоровительной работы.
От степени развития естественной
потребности ребенка в движении во многом зависят развития дыхательных навыков,
памяти, восприятия, эмоции, мышления. Ежедневно проводятся мероприятия на
развитие у детей культурно-гигиенических навыков (игры, беседы, наблюдения и
т.д.)
В каждой группе ДОУ имеются необходимые условия для
повышения двигательной активности детей, а также для их расслабления и отдыха.
Уделяется большое внимание организации физкультурно-оздоровительной работы на
свежем воздухе в летний период.
С детьми проводятся физкультурные
занятия два раза в неделю в физкультурной зале и один раз в неделю на свежем
воздухе. Ежедневно проводятся утренние и вечерние прогулки. Используем с детьми
физкультминутки и динамические паузы.
В группах ДОУ имеются
пособия для профилактики плоскостопия, систематизированы подвижные игры и
упражнения общеразвивающего воздействия.
С детьми ежедневно
проводятся оздоровительные мероприятия, пальчиковая гимнастика, хождение
босиком по массажным дорожкам, гимнастика в постели, водные процедуры после
дневного сна. При хождении босиком укрепляются своды и связки стопы,
увеличивается интенсивность деятельности почти всех мышц, идет профилактика
плоскостопия, стимулируется кровообращение во всем организме, улучшается
умственная деятельность.
По утвержденному графику
ежедневно проводятся влажные уборки, проветривания, обеззараживание воздуха в
помещениях групп.
Здоровьесберегающие
образовательные технологии, используемые в работе с родителями:
– Консультации,
рекомендации и беседы с родителями по поводу профилактики болезней, соблюдением
личной гигиены, пользе дополнительных прогулок и занятий в различных спортивных
секциях.
– Приобщение
родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ (соревнования,
спортивные праздники, дни открытых дверей и др.)
– Информационные
стенды для родителей, освещающие вопросы оздоровления без лекарств (комплексы
упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов
зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры).
Главными воспитателями
ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня
ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его
настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни ребенка, к
которому его приучают в образовательном учреждении, может или находить
каждодневную поддержку дома, и тогда закрепляться, или не находить, и тогда
полученная информация будет лишней и тягостной для ребенка.