01.12.2020
Наступило самое долгожданное для детей
время – зима. Знакомьте детей с зимой во время игр, посильного труда и
наблюдений. В прекрасные зимние дни, особенно в выходные, постарайтесь
уделять больше времени прогулкам с детьми. Ежедневно во время прогулок
осуществляйте ознакомление с наиболее характерными признаками зимнего сезона.
Разумеется, большую часть времени на прогулке будут занимать подвижные игры,
катание с гор на санках. Чем содержательней и интересней будут организованы
прогулки, тем ярче будут впечатления малышей о зиме. Но все же постарайтесь
найти несколько минут для совместных с детьми наблюдений за зимней природой,
погодой. Во время прогулки привлекайте их внимание к состоянию неживой природы,
учите замечать погоду.
Когда вы идете утром в
детский сад или возвращаетесь вечером домой, обратите внимание детей на
то, как идет снег. Выйдя на прогулку, ребенок с радостью ловит снег, незаметно
для себя постигает его свойства (белый, холодный, тает). Наблюдая
снегопад, обратите внимание детей на то, как изменяется форма снежинок в
зависимости от погоды.
В безветренный морозный день снежинки падают медленно, они
крупные, блестящие, похожие на цветы или звездочки. Они падают по одной,
поэтому их можно хорошо рассмотреть на рукавичке или темном рукаве пальто.
При слабом морозе снежинки похожи на мелкие шарики, тогда
говорят, что идет «снежная крупа». При сильном ветре идет сплошная «снежная
пыль» - это ветер обломал у снежинок их красивые лучи.
В сильный мороз снег хрустит под ногами - это ломаются
лучики снежинок, которые от мороза стали хрупкими.
Когда нет мороза, во влажную погоду, снег падает хлопьями.
Эти хлопья состоят из множества слипшихся снежинок, которые, как ватой,
окутывают все вокруг.
Можно рассказать, что зимой вода превращается в лед, что лед
гладкий, скользкий. Можно приготовить цветной лед в присутствии детей. Дети с
интересом наблюдают, как замерзает подкрашенная вода, как лед оттаивает в
комнате; их радуют гладкие ледышки разной формы и окраски, которыми можно
украшать постройки.
Когда идет сильный снег, можно объяснить детям, что это
снегопад, и спросить, как они думают, почему его так называют люди. По мере
того, как зима все больше и больше вступает в свои права, фиксируйте внимание
детей на том, как во время снегопада он медленно, хлопьями опускается на землю,
как быстро все вокруг преображается.
Обратите внимание детей на зимние деревья. Когда после
оттепели ударит мороз, деревья, их ветви и ствол покрываются ледяной корочкой,
и, тихо позванивая, ударяются друг о друга ледяные ветви.
Красиво выглядят деревья, когда
изморозь развесит пушистые гирлянды снега на ветках, как будто кто-то украсил
их тончайшим кружевом. Любуясь деревьями в разную погоду, попросите детей
высказать свои впечатления, учите их сравнивать. Пусть дети найдут такие
сравнения: «У елки ледяные пальчики», «Елка закуталась в снег до самых
глаз, как в пуховое одеяло», «Красиво, как в снежном царстве».
Большое удовольствие доставляют малышам снежные постройки,
вокруг которых развертываются увлекательные игры. В теплые дни организуйте
лепку из снега. Покажите, как скатать небольшие снежные шары и сделать из них
снегурочку, как лепить снежки и бросать их вдаль.
В морозный день предложите послушать, как скрипит снег.
Можно рассмотреть следы кошки или проехавших санок, предложите отгадать, чьи
это следы, проследите, кто куда ходил. Зимой в особом нашем внимании и помощи
нуждаются зимующие птицы.
Вместе с детьми смастерите и повесьте за окном или рядом с
домом кормушку для птиц. Каждый день выносите к кормушке хлебные крошки и
подкармливайте птиц.
К кормушке прилетают разные птицы. Легко узнаются воробьи по
коричнево-серому оперению. Обратите внимание детей на то, что в сильные морозы
воробьи, как правило, не прыгают, а сидят неподвижно, распушив перышки,
нахохлившись - так они греются. Дети должны узнавать снегирей по розовой грудке
и серо-синему оперению. Можно подсказать детям сравнение «как розовые яблоки на
снегу».
Наблюдения за синичками. Дети должны узнавать и синиц по
желтой грудке и черному галстуку. Синицы в основном питаются вредными
насекомыми, которых вытаскивают своими острыми клювами из-под коры деревьев.
Пусть дети понаблюдают за синичками, сидящими на ветке дерева. Объясните детям,
что в гололед, когда ветви деревьев покрываются корочкой льда, синички
голодают, потому что не могут доставать насекомых из-под коры. В такое время
необходимо подкармливать птичек. Синички любят сало. Со временем малыши сами
начнут принимать непосредственное участие в кормлении птиц.