Формы и методы дистанционной работы в ДОУ
14.04.2025
Формы и методы дистанционной работы в
ДОУ
Еще совсем недавно о
дистанционном обучении можно было услышать, как об инновационной форме
образовательного процесса, но уже сегодня применение в сфере образования
дистанционных технологий обучения ни у кого не вызывает удивления. В условиях
эпидемиологической ситуации, сложившейся в стране и режима повышенной
готовности, образовательный процесс был переведен в дистанционный формат с
использованием мультимедийных технологий. Сегодня не осталось тех людей, кого
бы ни коснулись изменения. Образование вышло на новый формат взаимодействия
всех членов этого процесса. Перестраиваться пришлось и дошкольной системе
образования.
В условиях динамично
меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий
информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Данное
направление развития образовательной отрасли подчеркивается в государственных
документах, признается важнейшим национальным приоритетом.
Актуальность темы
также обусловлена тем, что в настоящее время педагогические коллективы ДОУ
интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача
педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с
детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально
соответствуют поставленной цели развития личности.
В современном мире
развитие коммуникационных и информационных технологий идет очень быстрыми
темпами. Обучение и образование современных детей и родителей тесно
переплетается с компьютерными технологиями, интернетом.
Таким образом,
«компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнением в
обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного
процесса, значительно повышающей его качество».
Еще совсем недавно о
дистанционном обучении можно было услышать, как об инновационной форме
образовательного процесса, но уже сегодня применение в сфере образования
дистанционных технологий обучения ни у кого не вызывает удивления.
В условиях
эпидемиологической ситуации, сложившейся в стране и режима повышенной
готовности, образовательный процесс был переведен в дистанционный формат с
использованием мультимедийных технологий. Сегодня не осталось тех людей, кого
бы ни коснулись изменения. Образование вышло на новый формат взаимодействия
всех членов этого процесса. Перестраиваться пришлось и дошкольной системе
образования.
В сложившихся условиях
деятельность педагога предусматривает основные формы работы с детьми и
родителями в дистанционном режиме.
В дошкольном
образовании реализовать формат онлайн общения педагогов с детьми с одной
стороны сложней, с другой стороны – больше вариативных возможностей, которые
зависят от креативности педагога.
Дистанционное обучение
детей дошкольного возраста – обучение на расстояние без непосредственного
контакта с педагогом и другими детьми посредством интернет-технологий.
Главные цели
дистанционного обучения детей - предоставить ребенку возможности получить
образование на дому.
Суть дистанционного
обучения дошкольника заключается в том, что ребенок получает возможность
смотреть видео-занятия, изучать учебный материал, а также находясь дома,
получить и выполнить задания. Основная цель задания – проверка и закрепление
пройденного материала. В заключении ребенок может выполнить творческую работу,
поучаствовать в конкурсе. Это необходимо для того, чтобы убедиться в том, что
материал действительно изучен и усвоен, а в процессе выполнения творческой
работы или участия в конкурсе ребенок использует полученные знания.
Особенности дистанционного обучения дошкольников:
1. Мотивация. Дистанционное обучение предполагает
от ребенка наличие мотивации к получению знаний и навыков. Роль взрослого –
создать условия для обучения, заинтересовать ребенка в получении знаний;
2. Способность к самообразованию. Дистанционное
обучение предполагает, что большую часть учебного материала в процессе обучения
ребенок осваивает самостоятельно (это для ребенка сложно). Роль взрослого –
сформировать данный навык.
Преимущества дистанционного обучения детей
дошкольного возраста:
1. Возможность установления оптимального режима
обучения, с учетом особенностей ребенка.
2. Родители сами определяют, в какое время
ребенку удобнее занимается, какой промежуток дня наиболее продуктивен для
занятий.
3. Возможность контролировать круг общения
ребенка.
4. Индивидуальный подход к ребенку, учет его
особенностей как психических, так и физических.
5. Ребенок не «привязан» к определенному месту,
он может свободно обучаться в любой точке мира. Основное условие – наличие ПК и
доступа к интернету.
6. Дистанционное обучение имеет под собой хороший
методический фундамент – видео- и аудио-лекции, тесты, задания и т.д.
Недостатки дистанционного обучения детей
дошкольного возраста:
1. Максимальное участие родителей. В том случае,
если родители не имеют возможность посвящать процессу обучения ребенка
достаточного времени, то уровень усвоения им знаний будет крайне низкий. Сам
ребенок зачастую не имеет необходимых навыков самоорганизации и усидчивости. Не
исключены моменты затруднений, где необходима помощь взрослого.
2. Нет авторитета воспитателя. Многие дети
воспринимают предмет именно так, как его воспринимает и преподносит
воспитатель. К тому же воспитатель не только дает знания, но и формирует
отношение к окружающим людям и миру.
3. Не все имеют возможность получения дистанционного
обучения, в силу сложных материальных условий, так как необходимо дорогостоящее
оборудование (компьютер или ноутбук, интернет).
4. Отсутствие общения со сверстниками. Дети не
имеют возможности получить необходимые навыки коммуникации в обществе, а также
они не социализируются в обществе. В последующем им сложнее выстраивать
отношения в коллективе, заводить новые знакомства, у них нет друзей.
5. В виду особенностей дистанционного обучения,
детям приходится много времени проводить за компьютером.
Принципы построения дистанционного обучения
дошкольников:
1. В центре – ребенок;
2. Взрослый – тьютор.
Дистанционные
образовательные технологии позволят родителям, при помощи педагогов, эффективно
и грамотно организовать деятельность детей дома, общение детей и родителей
будет более интересным и насыщенным. Это позволит детям не скучать и провести с
пользой время дома, получить больше внимания, любви и общения со стороны самых
близких ему людей, а родителям это поможет лучше узнать своих детей: их
интересы, потребности, желания и способности.
Внедряя дистанционные
образовательные технологии в образовательную деятельность дошкольников педагоги
тем самым параллельно повышают и уровень педагогической компетентности
родителей. Родители выступают равноправными участниками образовательных
отношений, примеряют на себя роль педагога, наставника. А это в свою очередь способствует:
·
индивидуализации
образовательной деятельности (родители вместе с детьми сами выбирают темп и
порядок выполнения тех или иных заданий);
·
повышению
информационной культуры (родители и дети воспринимают компьютер, не как
игрушку, а средство для получения знаний);
·
поддержка очного
обучения (дети, которые находятся на самоизоляции, не оторваны от
образовательных отношений, а могут обучаться в домашних условиях).
Как сделать дистанционное обучение эффективным?
1. Составить
расписание онлайн занятий:
·
продумать время
восприятия материала, так как не весь учебный материал может быть понятен с
первого раза, поэтому нужно заложить время на повторное ознакомление с
материалом, а также на виртуальную консультацию педагога;
·
продумать время
выполнения заданий, поэтому нужно дать ребенку возможность решить задание,
проверить его, чтобы закрепить полученные знания.
2. Вовлекайте ребенка
постепенно:
·
сначала маме следует
просмотреть материал самостоятельно;
·
затем включить
материал для ребенка, помня о том, что для дошкольника онлайн обучение не урок,
а игра, развлечение;
3. Направляйте, но не
указывайте:
·
договоритесь с
ребенком, в какое время он будет заниматься;
·
ненавязчиво
контролируйте процесс обучения: интересуйтесь, все ли ребенку понятно, нравится
ли ему, сложные ли задания;
·
сидеть над душой,
контролировать, правильно ли ребенок произносит глаголы или держит
карандаш при рисовании, не нужно. Просто будьте в курсе, как ваш ребенок
осваивает материал, и следить за соблюдением графика.
Занятия с
использованием электронных устройств должно строго регламентироваться как по
длительности, так и по их количеству в соответствии с возрастными возможностями
детей. Дистанционное обучение не должно рассматриваться только как многочасовое
включение ребенка в онлайн-работу. Необходимо помимо онлайн-обучения активно
использовать другие формы дистанционной работы и чередовать разные виды
деятельности.
Перечень, ресурсов для
дистанционного обучения:
·
Образовариум;
·
Интернет-школа
Фоксфорд;
·
InternetUrok.ru;
·
Видеоуроки на
видеохостинге youtube.com.
Примеры различных форм дистанционной работы
воспитателя:
1. Создание «группы» на платформе Zoom
(проведение онлайн-занятий 2-3 раза в неделю по 15-20 минут)
2. Аудиозапись «Сказки воспитателя» - воспитатель
записывает и пересылает родителям аудиозапись сказки детям, как обычно делается
перед дневным сном в детском саду, что оказывает благоприятное психологическое
воздействие на ребенка
3. Создание аудиозанятия в формате презентации
или ролика с закадровым голосом воспитателя, который рассказывает детям о теме
занятия, проводит физкультминутку, играет и дает задания
4. Работа воспитателя с детьми над проектами
(составление рекомендаций для родителей) по темам «Мой огород на окне»,
«Перелетные птицы» в течении недели или двух. По результатам присланных
родителями детских рисунков, фотографий, видео составление коллажей и небольших
видеороликов
5. Запись воспитателем видео мастер-классов по
определенной теме с пошаговой инструкцией для самостоятельных занятий ребенком
дома «Пластилинография», «ИЗО», «Проведение опытов»
- Подбор
для детей и родителей мероприятий посредством интернет-ресурсов
(интерактивные экскурсии по музеям города, детские онлайн-спектакли и т.п.)