Аннотация к дополнительной общеобразовательной программе "Говори правильно" для детей 5-6 лет
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте (ФГОС ДОО) «Основной фундамент развития речи закладывается в дошкольном возрасте и считается решающим для дальнейшего развития языка ребёнка» Е.И. Тихеева. Не все дети одинаково успешно овладевают фонетической, лексической и грамматической стороной речи. Но именно их взаимосвязь является важным условием формирования речевого развития ребёнка. При планомерной работе по развитию фонематического восприятия дошкольники намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении и т. д., что важно при формировании навыков чтения и письма. Программа предусматривает применение эффективных методов и приёмов, развивающих технологий направленных на преодоление негативных тенденций в речевом развитии, компенсацию психоречевой недостаточности у дошкольников 5-6 лет в условиях курса дополнительного образования «Говори правильно 5-6 лет».
Данная образовательная программа акцентирует внимание на определённые стороны развития детей: развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; любознательности и познавательной мотивации; своевременное предупреждение трудностей речевого развития: - выработка правильных артикуляционных навыков; - уточнение произношения изучаемых звуков речи; - развитие просодической стороны речи; - формирование фонематического восприятия, навыков анализа звукового состава слова. Наряду с этим, после изучения нового звука проводится работа по воспитанию внимания к изменению грамматических форм слова, способам словообразования, а также по коррекции недостатков в формировании лексико-грамматического строя речи.
Организуются виды деятельности – игровая,
коммуникативная, способствующие развитию мышления, речи, общения, воображения и
детского творчества, личностного развития детей. Очень важно понимать, что
раннее обучение основам родного языка, позволяет наиболее осознано освоить языковые
и речевые умения, что впоследствии успешно скажется на обучении ребёнка в
школе, позволит ему комфортно ощущать себя в обществе. Новизна программы
заключается в том, чтобы всесторонне способствовать своевременному и
эффективному развитию речи как средства общения, познания, самовыражения
ребёнка, комплексно формировать структурные компоненты системы языка –
фонетической, лексической, грамматической.