Аннотация к дополнительной общеобразовательной программе "Обучение грамоте" для детей 6-7 лет
Программа «Обучение грамоте»
составлена на основе авторской программы
Н.Ю.Костылевой «200 занимательных упражнений с буквами и
звуками для детей 6-7 лет».
Программа соответствует ФГОС ДО. Занятия сопровождает
рабочая тетрадь, в которую вошли 200 разнообразных — в том числе игровых
— заданий, содержащих наиболее эффективные приёмы обучения основам грамоты
дошкольников. Их успешное выполнение позволит будущим первоклассникам не только
накопить багаж языковых знаний, умений и навыков, но и избежать появления
возможных нарушений чтения и письма при обучении в школе.
Игровой характер
многих заданий поможет дошкольнику быстрее и лучше понять сложный для него
абстрактный мир звуков и букв и сделает этот процесс интересным и увлекательным.
В основе грамотного
чтения и письма лежит умение различать
звуки речи — фонемы. Поэтому очень важно именно в дошкольном возрасте
сформировать у него необходимый уровень фонематических представлений. Данное
практическое пособие поможет решить эту непростую задачу.
Развитие у детей
фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза через
осознание звукового строя языка — ведущая цель пособия, но не единственная.
Выполняя шаг за шагом различные упражнения, ребёнок будет учиться не только
слышать звуки в словах, устанавливать их последовательность, различать качество
звуков (гласные, согласные — твёрдые и мягкие, звонкие и глухие), соотносить
звуки и буквы, читать слоги, слова, простые предложения, записывать слова
печатными буквами. Занятия направлены на развитие логического мышления, речи, зрительного
восприятия, внимания, графических
навыков.
Данный курс
педназначен как для детей с чистой речью, так и для тех, кто нуждается в помощи
логопеда. Занимаясь по этому пособию, ребёнок одновременно с успешной
подготовкой к грамоте получит хорошую возможность для профилактики нарушений
чтения и письма. Весь материал имеет занимательный для ребёнка характер и легко
доступен восприятию дошкольника — максимум наглядности, минимум текста.
Центральное место в
рабочей тетради занимают упражнения по обучению осознанному анализу и синтезу
звукового состава слова. В их основе тщательно подобранные предметные картинки,
которые помогают ребёнку удерживать в памяти анализируемое слово. Под картинкой
даётся схема этого слова, отражающая его звуковой состав, где количество
кружков соответствует количеству звуков.
Схема является для
ребёнка опорой: произнося слово по звукам, ребёнок отмечает на схеме их
последовательность и качество, используя специальные цветовые символы. Обычно в
школьной педагогике гласные звуки и буквы принято обозначать красным цветом,
твёрдые согласные — синим, а мягкие согласные — зелёным.
На схеме ребёнок
отмечает не только звуки, но и слоги, определяя границу слога вертикальной
линией, а также ударение.
Под графической схемой
в клеточки ребёнок вписывает слово печатными буквами. Запись слов позволяет
закрепить навык звукового анализа, переводить звуки в буквы и упражняться в
чтении записанных слов. Выбор цвета при написании буквы зависит от качества
звука, который она обозначает.
Слова для анализа
даются в постепенно усложняющейся последовательности и подобраны таким образом,
чтобы написание слов не расходилось с их произношением.
Анализ слов с
йотированными гласными не даётся. Такие слова предлагается записывать буквами.
Буквы Е, Ё, Ю, Я рассматриваются только как способ обозначения мягкости
предшествующего согласного.
В процессе обучения
анализу у детей формируется представление о соотношении между звуками и
буквами: ведь чтобы запомнить букву, необходимо знать, какой звук она
обозначает, а для этого, в свою очередь, нужно слышать, как он звучит, иначе не
вырабатывается необходимая связь между звуком и буквой. ЗВУК — слышим и
произносим, а БУКВУ — видим и пишем. Основной принцип построения занятий — от
звука к букве. Прежде чем познакомить ребёнка с буквой, научите его слышать
звук, который обозначает буква, выделять его на слух, определять место звука в
слове, уточняя характеристику и его цветовое обозначение. И только после
успешного выполнения различных упражнений со звуком следует переходить к
знакомству с буквой.
На начальном этапе
обучения чтению, при знакомстве с буквой, не давайте алфавитных на
Только после усвоения
ребёнком навыка первоначального чтения можно познакомить его с алфавитным
названием букв.
В задачу обучения первоначальному
чтению входит не только усвоение новых звуков и букв, но и чтение слогов и слов
с этими буквами, а на более поздних этапах обучения и коротких предложений.
В рабочей тетради
представлены разнообразные графические упражнения, направленные как на
подготовку руки к письму, так и на формирование зрительно—пространственных
представлений через навык зрительного анализа и синтеза. Их успешное выполнение
поможет запомнить зрительный образ
каждой печатной буквы, научит различать буквы, похожие по начертанию, и не
путать их во время чтения и письма. для этого предлагаются различные приёмы
работы с буквами: обведение по контуру, штриховка в различных направлениях,
написание по точкам, выбор правильно написанной буквы, нахождение буквы среди
графически сходных, дописывание элементов букв, нахождение и подчёркивание
буквы в стихотворном тексте и др. Так, переходя от задания к заданию, дети
постепенно знакомятся со всеми звуками родного языка и всеми печатными буквами.